Парламент Армении утвердил закон, регламентирующий введение чрезвычайного положения
21 марта 2012 года

Национальное собрание (парламент) Армении в среду приняло законопроект "О правовом режиме чрезвычайного положения".

Законопроект уже был принят парламентом в первом чтении 9 февраля, однако был отозван и после доработки уже в преобразованном виде вновь представлен на рассмотрение парламента в ускоренном порядке.

За принятие законопроекта проголосовали 68 депутатов, представляющих партии правящей коалиции - Республиканскую, "Процветающую Армению" и "Оринац еркир". Проголосовавших против не было. Депутаты от оппозиционных фракций "Дашнакцутюн" и "Наследие" не приняли участие в голосовании.

Законопроект определяет, при каких условиях во время режима чрезвычайного положения можно применять вооруженные силы. Именно этот пункт стал предметом многочисленных споров и обсуждений в парламенте. Оппозиция утверждает, что власть тем самым совершает антиконституционный шаг и готовит почву для использования армии против оппозиции и граждан в случае поствыборных протестов. В свою очередь, власти заверяют, что армия с этими целями использоваться не будет, она лишь будет защищать важнейшие стратегические объекты, если для этого не хватит сил полиции и нацбезопасности.

Министр юстиции Армении Грайр Товмасян, представляя законопроект уже после его доработки, отметил, что основные изменения касаются именно ограничения использования вооруженных сил. Во-первых, армия может быть использована при чрезвычайном положении только после прохождения специальной подготовки.

Кроме того, по словам министра, в законопроекте предусмотрено несколько "смирительных рубашек", ограничивающих применение армии. В частности, установлено, что воруженные силы могут быть использованы только тогда, когда войска полиции и силы нацбезопасности не в состоянии решить поставленные задачи.

При этом законопроект устанавливает, что режим ЧП в Армении может быть введен лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную опасность для конституционного строя, в частности, при попытке изменения или свержения конституционного строя силовым путем и присвоения власти.

Согласно документу, чрезвычайное положение можно ввести также при вооруженных мятежах, массовых беспорядках, террористических актах, оккупации или блокаде объектов, действиях незаконных вооруженных формирований, национальных, расовых, религиозных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями и непосредственно угрожают жизни или здоровью людей.

Попытки принятия закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" делались дважды в 2007 году, однако в ходе его обсуждения возникал ряд противоречий. В результате на момент беспорядков в 2008 году закона, регулирующего вопрос использования вооруженных сил при подобных акциях, в Армении не было.

Армянская оппозиция во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, который баллотировался на президентских выборах 19 февраля 2008 года и проиграл их Сержу Саргсяну, проводила с 20 февраля в центре Еревана митинги, выражая недовольство итогами голосования. Акции протеста вылились 1-2 марта 2008 года в беспорядки и столкновения митингующих с силами правопорядка, в результате которых погибли 10 человек, около 200 были ранены. На 20 дней было объявлено чрезвычайное положение. На это время была запрещена деятельность нелояльных к властям СМИ.